Грузовые автомобили, тракторная и специальная техника, дизельные и газопрошневые электростанции, работающие на двигателях КАМАЗ-740, ЯМЗ-236/238 и их модификациях эксплуатируется на трассах, стройках, добыче полезных ископаемых в сельском хозяйстве и множестве других отраслях. Конструкторы заложили в работу и ресурс двигателей этой техники эксплуатацию именно в таких экстремальных условиях высоких нагрузок, часто на оборотах близких к максимально допустимым. Именно поэтому гарантированное качество и ресурс запасных частей для дизельных двигателей КАМАЗ, ЯМЗ имеет чрезвычайно важную роль при их эксплуатации, а обеспечивают это производители запасных частей, строго соблюдающие высокие стандарты конструкторской документации моторостроительных заводов, заложенные еще инженерами и конструкторами СССР.
На рынке запасных огромное количество предложений по клапанам газораспределительной системы ДВС различных производителей и ценовых категорий, которые, зачастую, не отвечают требованиям конструкторской документации по конструкции и применяемым материалам.
Наиболее часто подделываются именно выпускные клапаны, имеющие в оригинальном исполнении более сложную конструкцию, применяемые технологии и более качественные материалы, отвечающие требования ГОСТов.
Для двигателей ЯМЗ-236/238, КАМАЗ-740 существует общая конструктивная особенность выпускных клапанов, это наличие:
- Рабочий конус упрочнён наплавкой сплавом на основе кобальта и вольфрама;
- Корпус клапана из высоколегированной нержавеющей стали (не обладающей ферромагнитными свойствами и не закаливающейся) с приваренным наконечником из закаливающейся стали (магнитной) с торцом, закалённым ТВЧ до высокой твёрдости;
Специалисты АО «ЧАМЗ» проводят регулярный лабораторный контроль представленных на рынке брендов и сталкиваются с некачественными аналогами, изготовленными предположительно в Китае, Турции или ввезенными коммерческими компаниями под собственным брендом не соответствующим требования конструкторской документации.
Такие аналоги, как показывает практика исследований, обычно изготовлены с нарушениями позволяющими снизить затраты на производство, а именно:- упрощение конструкции выпускных клапанов, где отсутствует приварной наконечник и наплавка специального жаропрочного сплава на рабочий конус;
- замена дорогостоящих высоколегированных клапанных сталей на обычные;
- иногда встречаются образцы, где материалом наплавки служит не сплав на основе кобальта и вольфрама, а сплав на основе железа с минимальным содержанием легирующих элементов, что не обеспечивает требования по жаропрочности и жаростойкости рабочего конуса выпускного клапана.
Как самостоятельно проверить соответствие конструкции выпускного клапана?
- Возьмите магнит;
- Торец стержня клапана должен притягиваться к магниту;
- Тарелка клапана и часть стержня, прилегающая к тарелке не должны притягиваться к магниту;
Полностью магнитные или полностью немагнитные выпускные клапаны ЯМЗ/КАМАЗ - явный признак самого низкокачественного аналога или контрафакта.
Проверить наличие специального жаропрочного кольца можно, но только разрушив выпускной клапан - разрезав тарелку клапана и протравив место рабочего конуса специальным реактивом. Наплавленный слой должен покрывать всю поверхность рабочего конуса и иметь толщину не мене 1 мм.
Позвольте себе купить еще один клапан и разрежьте его для определения наличия специального жаропрочного кольца.
Ведь затраты на последующий ремонт разрушенного двигателя, эвакуацию техники с маршрута или места ее эксплуатации не сопоставимы.
|
Почему конструкция клапана и используемые стали и сплавы так важны?
- Специальная высоколегированная нержавеющая клапанная сталь ЭП-303(55Х20Г9АН4) используется в конструкции стержня и тарелки выпускных клапанов.
Эта сталь обладает высокой прочностью при повышенных температурах, но имеет недостаточную износостойкость при высоких контактных нагрузках; - Для увеличения ресурса и прочности, механически нагруженных частей клапана (сухарная канавка и торец стрежня) корпус клапана изготавливается сварным, с применением сварки трением. Наконечник из закаливающихся сталей 40Х9С2 или 40Х10С2М (магнитных), приваренный к немагнитному стержню клапана с последующим повышением твердости ТВЧ позволяет механически высоконагруженным частям работать дольше без заметного износа;
- Наплавка на рабочий конус клапана специального сплава В3К на основе кобальта и вольфрама увеличивает твердость рабочего конуса, его жаропрочность и коррозионную стойкость при температуре до 1 200°С.
Такая конструкция позволяет:
- рабочей паре седло гбц – рабочий конус клапана выполнять высокоэффективный теплообмен;
- увеличивает твердость сопряженного с седлом рабочего конуса клапана для увеличения ресурса по геометрическим допускам;
- повышает сопротивление высоким температурам выхлопных газов, что в совокупности отражается на высоком ресурсе выпускного клапана;
Клапаны АО «ЧАМЗ» соответствуют всем требованиям конструкторской документации моторостроительных заводов. Ресурс клапанов АО «ЧАМЗ» не меньше срока службы двигателей, для которых они предназначены.
В следующей новости мы продемонстрируем сравнение контрафактных аналогов выпускных клапанов двигателей ЯМЗ-236/238, КАМАЗ-740 с клапанами, изготовленными по конструкторской документации на базе протоколов исследований АО «ЧАМЗ».
Ознакомитесь с системой защита клапанов «ЧАМЗ» от подделки – подтверждение оригинальности происхождения продукции. |